Фролова Светлана Владимировна
психолог-консультант, клинический психолог, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
С 1994 года опыт работы медицинского психолога, детского психолога, психолога-консультанта кризисного центра, психолога-тренера, коуча. В нашей клинике работает с 2017 года.
Является автором многочисленных научных и учебно-методических трудов в области консультирования и психотерапии. Имеет авторские диагностические методики и тренинговые программы. Является членом Российского Психологического Общества (РПО), Членом международной ассоциации ученых-психологов (Association for Psychological Science).
Сфера профессиональных интересов:
- Диагностика психологической готовности к беременности и родительству, устранение психологических барьеров счастливого материнства и отцовства;
- Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений в семье, развития и воспитания ребенка, психологические проблемы детей и подростков;
- Психологическая помощь в преодолении страхов, повышенной тревожности, неуверенности в себе, в кризисных жизненных ситуациях;
- Индивидуальный психологический тренинг повышения устойчивости к стрессам и эффективного достижения жизненных целей, личностное саморазвитие;
- Построение жизненных перспектив, планирование и реализация личностных достижений;
- и многие другие вопросы.
В 2001 – 2003 гг. – доцент кафедры психологии Саратовского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
С 2003 - 2021 гг. – доцент кафедры консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
С 2021 г. - профессор кафедры консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
С 2022 г. - заведующая кафедрой общей и консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Как пришли в профессию, почему выбрали эту профессию?
Профессия психолога — таинственная, очаровательная. Она содержит знания о невидимом взору мире. Она связана с решением одних из самых сложных вопросов — о смысле жизни, смыслах ситуаций, поступков...
Психология ищет и находит способы развития способностей и возможностей человека, улучшения его качества жизни. В эту профессию трудно не влюбиться и невозможно остаться к ней равнодушным. Мой приход в эту профессию был похож на безусловную любовь с первого взгляда и навсегда.
Почему любите эту профессию?
Профессия психолога даёт возможность совмещать оказание психологической помощи с процессом саморазвития, знакомиться с новыми научными открытиями и новыми интересными людьми, проводить собственные психологические исследования и создавать новые полезные диагностические и психотерапевтические разработки.
С годами выбранная профессия не перестаёт быть для меня интересной и дарит новые положительные эмоции. Оказание психологической помощи в отдельных случаях превосходит по силе впечатлений прочтение захватывающей книги или просмотр увлекательного фильма или спектакля. В уникальной истории жизни отдельного человека порой может содержаться новое открытие целого мира. А преодоление человеком особенной трудной жизненной ситуации иногда походит на чудо или на совершение новых рекордов.
Основные принципы и ценности, которыми руководствуетесь в работе?
Самыми важными принципами в работе психолога я считаю те, которые способствуют установлению помогающих отношений — принцип уважения и конфиденциальности (уважение к мнению и чувствам клиента; не разглашение личностных тайн клиента и стремление понять его видение ситуации), принцип безоценочности (вместо оценивания личности используется описание ситуации и личностных возможностей), принцип доброжелательности и ориентации на сильные, ресурсные стороны личности, развитие которых может способствовать решению сложных жизненных задач. Применяемые в работе методы подчиняются принципам психотехнической пластичности и индивидуальной подстройки к клиенту. Выбираемая мной стратегия психологической работы в каждом случае определяется, исходя из запроса клиента, его ведущих мотивов и ориентации на изменение будущего клиента (поскольку прошлое уже не изменить, а настоящее уже идёт).
Как повышаете свое мастерство?
Повышение мастерства происходит, как мне представляется, в первую очередь, благодаря каждому отдельному случаю оказания психологической помощи, особенно, если этот случай требует особого творческого, изобретательского подхода (ведь и сама психическая реальность, являясь очень гибкой, многовариативной, саморазвивающейся системой, порой требует к себе творческого вдумчивого отношения). Важным для повышения мастерства является анализ и обобщение накопленного опыта, чему во многом способствуют супервизорские сессии с коллегами, участие в профессиональных тренингах и семинарах, научно-практических конференциях по психологии и психотерапии, обязательное обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Профессия психолога требует постоянного самообразования, чтения новой специальной литературы, знакомства с новыми научными подходами в консультировании и психотерапии.
Образование:
В 1995 году закончила отделение психологии Саратовского государственного университета. Присвоена квалификация «Психолог-практик. Преподаватель».
- Закончила аспирантуру по специальности «Философия» Саратовского государственного университета.
Дополнительное образование:
- 1992 г. – Техника и методика гипноза. Основы групповой психотерапии (г. Кустанай);
- 1993 г. – Образовательная программа «Новые подходы в психотерапии» (Санкт-Петербургская Академия последипломного медицинского образования);
- 1994 г. – Семинар-тренинг по нейро-лингвистическому программированию (Международный институт Эриксонианского гипноза при участии тренеров США);
- 1995 г. – Образовательная программа «Культура телесности», семинар по телесно-ориентированной психотерапии (НПО «Психотехника», Москва);
- 1995 г. – семинар «Комплексный тренинг телесно-ориентированнной психотехники и биоэнергетики»;
- 1998 г. – Образовательная программа для Кризисных центров ("Тасис", центр "АННА", Каритас-Австрия);
- 2002 г. – «Краткосрочная аналитическая психодрама» (Санкт-Петербург, авторская программа Э.Г. Эйдемиллера);
- 2006-2007 гг. – Роршах-психодиагностика (Центр этнофункциональных исследований Государственной академии славянской культуры);
- 2007г. – Этнофункциональная психотерапия и психопрофилактика» (Центр этнофункциональных исследований Государственной академии славянской культуры);
- 2010 г. стажировка по проблеме «Исследования в области психологии рисков миграционного поведения и межэтнических отнощений» (Москва, Московский городской психолого-педагогический университет);
- 2011 г. – Техники и инструменты коучинга (Москва, Институт психотерапии и клинической психологии);
- 2011 г. – стажировка по теме «Психология эмиграции: социально-экономические аспекты» (Институт психологии РАН);
- 2012 г. - Психология гражданского самоопределения ( Москва, Институт психологии РАН);
- 2013 г.- Миграционные тенденции в современном мире: образная детерминация, (США, г. Ларами, г. Каспер, Вайомингский университет (The University of Wyoming).
Диплом с отличием Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского ЦВ № 542451 по специальности «Психология» от 19.06.1995 г.
Диплом о профессиональной переподготовке №7718004861 ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации по специальности «Клинический психолог» от 26.04.2022 г.
Диплом доктора психологических наук ДОК № 002035
Удостоверение кандидата философских наук Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского КТ №039347 от 16.02.2001 г.